Рынок долговых услуг Print E-mail
Tuesday, 10 March 2009 12:24

Рынок долговых услуг переживает период активного роста. В поле зрения коллекторов попали и корпоративные должники.

 В то же время на рынок выходят антиколлекторские организации.Прошедший год стал годом активизации деятельности коллекторских компаний. Экономический кризис внес свои коррективы в их работу: возросшее количество должников привело к увеличению объемов работ коллекторских агентств.
Одна из основных причин повышения спроса на услуги коллекторов - это рост невозвратов по кредитам. Другой причиной является рост количества должников по спорам, возникающим в обычной хозяйственной деятельности, например из-за неоплаченных коммунальных счетов.
Число обращений к коллекторам после начала кризиса в Удмуртии выросло в 2-4 раза.
Все, кому не лень. Эксперты отмечают, что в целом удмуртский рынок услуг по взысканию долгов является сбалансированным: уровень спроса соответствует предложению.
"Коллекторский бизнес в России в целом и в Удмуртии в частности продолжает постепенно развиваться. Несмотря на молодость российского коллекторского рынка, можно сказать, что он уже в целом сформирован. В республике работают как филиалы крупных агентств, так и местные компании", - говорит Ирина Поддубная, заместитель генерального директора, директор по развитию бизнеса ЗАО "Секвойя Кредит Консолидейшн".
Однако, как отмечает Андрей Блинов, руководитель представительства ООО "Столичное коллекторское агентство" в г. Ижевске, рынок коллекторских услуг в Удмуртии только начал развиваться и между основными игроками еще не поделен.
В настоящее время в Удмуртии насчитывается не более 7 наиболее крупных коллекторских агентств.
Также в регионе представлены филиалы крупнейших федеральных компаний.
Основными местными игроками коллекторского рынка являются НП "Долговой финансово-аналитический центр", ООО "Территориальный долговой центр", агентство "Равенство". Инорегиональные - "Секвойя Кредит Консолидейшн", "Первое коллекторское бюро", "Столичное коллекторское агентство". В то же время эксперты утверждают, что с ухудшением платежной дисциплины в стране становится возможным говорить о дефиците специалистов по работе с долгами.
"Рынок сейчас простимулирован избыточно. Многие решили, что во время кризиса долгов будет много, значит, можно неплохо заработать. Но те, кто сейчас выходит на рынок, потерпят неудачу. В том числе из-за нехватки опыта. Нужно было выходить как минимум год назад", - полагает Николай Иванов, директор по развитию коллекторского агентства "Центр ЮСБ".
К примеру, в Пермском крае, где около 15 коллекторских агентств, из которых, по словам Аркадия Берещука, директора агентства юридической безопасности "Интеллект-С", 10 появились буквально в последнее время, на волне кризиса. "Это компании, которые либо изначально создавались как коллекторские, либо существовали достаточно продолжительное время с другим профилем, но теперь объявили, что они также предоставляют подобные услуги, - поясняет собеседник "bc". - Иногда к таким агентствам себя причисляют даже некоторые адвокатские фирмы". По словам экспертов, клиенты выбирают коллектора на различных основаниях. Для одних значимую роль играет стоимость услуг, для других - время работы на рынке, и так далее.
В свою очередь иногородние компании работают в основном с банковской задолженностью. Как правило, крупные банки заключают договор с московским агентством, которое ведет взыскание по всем регионам страны, нередко привлекая для это местные коллекторские агентства. Соответственно, по словам Аркадия Берещука, конкуренция в основном идет за региональных клиентов, например, предприятия ЖКХ.
По словам Михаила Екатериничева, начальника управления кредитования ЗАО "С-Банк", банки активно пользуются услугами коллекторских агентств, только в случае, если те аффилированы в той или иной форме кредитным учреждениям. "По сути это структура того же банка. Такая схема очень удобна для списания просроченной задолженности с баланса банка. А во всех остальных случаях банкам это интересно только тогда, когда коллекторы выкупают долги. Банки могут переуступать право денежного требования по ссудам, по которым образовались достаточно большие пени. Именно этими пенями банки, как правило, могут поделиться или полностью уступить их коллекторам. Все остальные варианты практически маловероятны. Тогда у банков возникают прямые убытки, которые невозможно покрыть из резервов, поскольку для этого нужно получить официальные документы от службы судебных приставов о том, что взыскание долга не представляется возможным. А актом переуступки прав требования коллектору банк фактически подтверждает возможность взыскания долга. В результате списать эти убытки за счет резервов банк не может", - говорит он.
Эксперты отмечают, что на фоне кризиса и постоянной информации о росте просроченной задолженности по кредитам сложилось мнение, что коллекторы работают прежде всего с банковской сферой. Однако генеральный директор "Региональной организации по возврату долгов" (г. Челябинск) Валерий Усков отмечает, что среди клиентов коллекторов есть и страховые, и лизинговые компании, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, телекоммуникационные компании, в том числе операторы сотовой и проводной связи, интернет-провайдеры, торговые организации и даже частные лица.
Валерий Усков:

- Большая часть долгового пакета приходится на взыскание массовой бесспорной задолженности, которая возникает у банков, кредитных кооперативов граждан, страховых и телекоммуникационных компаний, предприятий ЖКХ. Что касается взыскания индивидуальной задолженности, то она требует других ресурсов и методик, и доля таких долгов существенно меньше.
Кроме того, специалисты по работе с долгами намерены осваивать новое направление бизнеса - корпоративное взыскание в противоположность взысканию задолженности с физических лиц, развивавшееся до сих пор. По словам Сергея Шпетера, директора по развитию бизнеса долгового агентства "Пристав" (г. Москва), в прошлом году компания уже осуществила пилотные проекты в этом направлении, в настоящее время работа по взысканию задолженности юридических лиц осуществляется силами выделенного подразделения агентства.
По словам Николая Иванова, в направлении корпоративного коллекторства также произошел большой рост обращений - примерно в 3-4 раза. "Причем долги стали поступать достаточно свежие с просрочкой в 1-2 месяца. Раньше к коллекторам обращались только в крайнем случае, когда другие меры не помогали. Поэтому процент взыскания был очень низким - 30-40%. Сейчас по свежим долгам этот показатель достигает 80%. Рост задолженности стал критичным, начались неплатежи, причем из них очень много таких, когда компания может рассчитаться по долгам, но, ссылаясь на мировой кризис, отказывается платить. Хотя реально деньги есть, и, когда за дело берутся коллекторы, средства находят сразу", - говорит он.
Если к основным методам работы кредитных коллекторских агентств (работают с должниками банков) относятся телефонное взыскание и выезды к должникам для личных переговоров, а также рассылки писем, уведомлений, SMS-сообщений и другие дополнительные средства связи, то в корпоративном сегменте эти меры неприменимы.
"Простые переговоры и даже суды на них не действуют, даже наоборот, это приводит к затяжке времени, когда они могут крутить чужие деньги в своем бизнесе", - говорит г-н Иванов. По словам эксперта, в основе методик бизнес-коллекторства лежит сбор информации о должнике, ключевые точки воздействия - контрагенты, кредиторы, поставщики, которых он может потерять, если станет объектом информационной компании, связанной с его финансовой недобросовестностью. А также квоты, лицензии, тендеры, угроза исключения должника из некоммерческих объединений. "Многим важно состоять в различных ассоциациях ради престижа. Хотя реалии российского рынка таковы, что если предприятие кого-то "кинуло", это не сильно насторожит других его контрагентов. А когда появляется информация о том, что взыскание может быть обращено на активы должника, то его партнеры могут насторожиться, перейти на 100% предоплату по контрактам либо расторгнуть договор. При этом перед принятием мер коллектор информирует должника о своих намерениях, и это стимулирует выплату долга", - говорит эксперт.
Треть пирога. По словам экспертов "bc", одновременно с увеличением объема работ стало сложнее взыскивать долги, поскольку должнику объективно становится труднее вернуть долг. Имеющиеся у него активы, например недвижимость, обесценились, и даже их реализация не позволяет покрыть долг.
Вместе с увеличением количества и сложности работы наметилась и тенденция увеличения стоимости коллекторских услуг. По словам Александра Кузнецова, исполнительного директора НП "Долговой финансово-аналитический центр", в конечном итоге она зависит от трех критериев: возраст долга, его сумма и происхождение. Если в отношении первых двух условий действует принцип "чем раньше и больше - тем дешевле", в последнем случае имеется в виду отношение должника как к самой задолженности, так и к последствиям ее взыскания. "Например, при наличии двух кредитов, потребительского и ипотечного, приоритет в оплате обязательно будет отдан последнему, обеспеченному залогом. Бывает, что у должника нет активов, но зато есть у его должников. Для того, чтобы вернуть долг, в этом случае нужно затратить еще больше ресурсов", - поясняет г-н Кузнецов.
Кроме того, при определении стоимости учитывается еще ряд факторов, в частности тип задолженности и работа по взысканию до передачи в агентство. "К примеру, тот факт, что с этой задолженностью работало другое коллекторское агентство, существенно повышает процент вознаграждения", - утверждает Валерий Усков.
Сергей Шпетер:

- В последнее время под влиянием демпинга новых игроков рынок был вынужден значительно снижать стоимость услуг. Так, средняя ставка агентского вознаграждения в 2006 года составляла 40%, в 2007 - 25%, а в первой половине 2008 года опускалась до 20%, сейчас мы наблюдаем обратный процесс, когда средний размер комиссионного вознаграждения стремится к 25% при первичном взыскании и начинается от 40% при вторичном взыскании.
Эксперт напрямую связывает рост стоимости услуг коллекторов с кризисными явлениями в экономике. "Главная причина увеличения стоимости коллекторских услуг состоит в удорожании процесса взыскания, которое происходит на фоне снижения платежеспособности населения. Сегодня мы вынуждены затрачивать большие ресурсы для поддержания эффективности взыскания в интересах наших клиентов", - отмечает господин Шпетер.
Следствием увеличения объема работ стало и взросшее количество кадровых проблем. "Кадровый вопрос всегда был одним из основных в коллекторской деятельности. Не все способны стать профессиональными коллекторами, для этого недостаточно одного желания или образования, должно быть определенное соотношение психологических и моральных качеств. Поиск таких людей в нашей компании ведется постоянно", - сообщает Валерий Усков. Аркадий Берещук дополняет коллегу и утверждает, что благодаря финансовому кризису увеличилось число высококлассных специалистов, подыскивающих новую работу, из рядов которых и пополняется штат коллекторов.
Между тем с ростом спроса на коллекторские услуги активно развивается и антиколлекторское направление (юристы, специализирующиеся на защите интересов заемщиков перед банком, коллекторскими агентствами, кредиторами). Компаний, которые бы занимались исключительно антиколлекторством, еще нет, как правило, это одно из направлений юридических фирм. "Наплыв клиентов по антиколлекторству достаточно большой. Реально должников, которые заведомо не собирались возвращать кредит, не так много, иначе банки бы прогорели. Как правило, это те, кто исправно платил по кредиту в течение двух лет, а на третий не смог, тогда банк начинает "наворачивать" ему проценты и штрафы. Очень часто реальная задолженность оказывается меньше той, которую требует банк", - говорит Дмитрий Полукаров, директор ООО "ЮР.С" (Legal Service ONLYWAY).
По его словам, сегодня некоторые владельцы коллекторских агентств, ссылаясь на сложность этой работы, невысокий доход, начинают заниматься антиколлекторством.

Источник: Business Class Удмуртия

 

Это интересно