|
Коллектор ПРО Коллекторские агентства Коллекторские истории.
Коллекторские истории. Print E-mail
Wednesday, 22 April 2009 08:36

Дело  1. Как банк помог коллекторскому агентству

Как только цены на недвижимость начали стремительное падение, на банковском рынке начались волнения. Казавшиеся максимально надежными кредиты, обеспеченные залогом недвижимого имущества, выпали из категории надежных.
Банки стали активно рассылать "письма счастья", где уведомляли своих заемщиков о необходимости "дообеспечения" кредита или необходимости его досрочного погашения. В противном случае красочно описывалась процедура изъятия квартиры, заложенной банку.
Одно из таких писем получил заемщик М., имеющий два кредита в разных банках - потребительский и ипотечный. Как водится, банк "А" передавать в работу коллекторскому агентству ипотечный кредит не стал, посчитав, что долг реален ко взысканию собственными силами и его можно оставить у себя. А вот долговое
обязательство по потребительскому кредиту банка "Б" находилось в работе коллекторского агентства.
Осуществленные коллекторским агентством попытки выхода на связь с заемщиком М. на предмет возврата потребительского кредита в течение нескольких недель оставались безрезультатными. Поэтому коллекторы были слегка удивлены, когда в дверях офиса коллекторского агентства появился заемщик М., заявивший
готовность в течение трех дней погасить не только текущую задолженность с целью возвращения в график, но и погасить задолженность ссудную с целью полного погашения кредита. Было подписано обязательство, и в оговоренный срок потребительский кредит в размере 350 000 рублей был возвращен.
Ровно через неделю заемщик М. пришел "на разборки" в коллекторское агентство. В ходе "разборок" выяснилось, что причиной первого визита заемщика в коллекторское агентство стало то самое "письмо счастья", в котором банк "А" пригрозил досрочным изъятием квартиры в случае непогашения ипотечного кредита. В тот же день заемщику М. пришло письмо и из коллекторского агентства, в котором предлагалось погасить задолженность по потребительскому кредиту.
Интересно, что оба эти письма получила супруга заемщика М., которая, не вникнув в тонкости, а именно: то, что письма касаются двух разных кредитов перед двумя разными банками, незамедлительно позвонила супругу и со слезами рассказала ему, что в случае, если они немедленно не погасят задолженность, то
окажутся на улице. Заемщик М., встревоженный возможными перспективами, попросил жену сообщить ему координаты лиц, с которыми можно связаться для урегулирования возникшей ситуации. Находясь на эмоциональном подъеме, супруга продиктовала адрес и номер телефона из письма коллекторского агентства, куда в тот же день и приехал заемщик М. Сам заемщик увидел некую связь между банками и посчитал, что банк, выдавший ему деньги на квартиру, вступился таким образом
за своих коллег.


Дело  2. Сердце дрогнуло, или Снова о приставах

Нередко ходят слухи, увы, о взяточничестве среди судебных приставов. Но есть и случаи, когда приставы действуют исключительно в рамках сострадания к должнику. Как показала практика, многое зависит от уровня актерского мастерства, присущего должнику.
Имеющаяся у коллекторов статистика позволяет с большой долей уверенности заявить, что внушительная доля заемщиков не только не боится приставов, но и с удовольствием приходит к ним на приемы.
Гражданка Н. долго готовилась к посещению службы приставов. С дачи было привезено пальто, в котором тетя должницы последние восемь лет выкапывала по осени урожай картошки, и сапоги, которые покупались еще по большому дефициту во времена застоя.
Красноречивость должницы о тяготах жизни настолько поразила пристава, что постановление о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания было вынесено даже без так называемого "выхода на территорию".
Каково же было удивление гражданки Н., когда коллекторы приехали к ней на работу - в крупную лизинговую компанию, в которой она занимала должность зама финдиректора. Возбуждения исполнительного производства по новой не потребовалось. Достаточным оказалось общения с финансовым директором компании-работодателя.
Нет понятий "душевный пристав" и "бездушный коллектор". Есть понятие "обязательство".

Дело  3. Заплати и можешь взыскать

В городе У. коллекторы взыскивали долг по автокредиту с должника П. В ходе проведенных коллекторами мероприятий автомобиль, приобретенный на заемные
средства, был изъят.
С целью соблюдения процедуры реализации залогового авто машина была передана приставам для продажи ее с торгов.
Вот тут-то и началось самое интересное. Автомобиль, стоимость которого по рынку составляла 1 000 000 рублей, был оценен организацией, аккредитованной при
РФФИ, в 430 000 рублей.
Коллекторы, посчитав, сколько своего вознаграждения они могут потерять на такой продаже, решили действовать иначе. Была найдена возможность договориться с
заемщиком, являющимся собственником автомобиля, о выдаче доверенности на реализацию авто. Интерес обоюдный: автомобиль продается по максимальной цене (то
есть сумма долга должника П. перед банком уменьшается по максимуму), коллекторы же получают вознаграждение из действительной продажной цены автомобиля.
После достижения договоренности с должником коллекторы отозвали исполнительный лист из службы.
Однако к моменту снятия авто с учета для его последующей реализации по рыночной цене коллекторскому агентству пришлось столкнуться с происками обиженных
приставов. После окончания исполнительного производства ими было возбуждено производство новое - по факту взыскания исполнительного сбора. В рамках нового
производства на автомобиль опять был наложен арест.
Оплачивать 7% от суммы в 1 800 000 рублей (согласно исполнительному листу) нет желания ни у должника, ни у взыскателя. Желание приставов получить
вознаграждение за работу, отношения к которой они не имели, не нашло отклика в сердцах банкиров. Машина так и находится под арестом, теряя при этом с каждым
днем в цене. Зато сказать, что приставы совсем уж не работают, нельзя.


Дело  4. Взысканные деньги застряли

Город Ч. хорошо известен коллекторам как город недобросовестных заемщиков. С недавнего времени город Ч. приобрел славу города недобросовестных приставов.
Должница М. оказалась очень принципиальной и выразила намерение решать вопросы с банком "Д" исключительно "по закону", как она выразилась, подразумевая на
самом деле судебную процедуру взыскания. Уж очень не согласна она была с процентами, начисленными банком "Д" за пользование кредитом.
Весной 2008 года коллекторы получили судебное решение. Начисленные проценты, правда, не подверглись корректировке в суде. Должницу М. такое решение очень
расстроило. Обида на банк "Д" только усилилась. Ее следующим ходом был отказ от посещения отделения банка "Д" с целью добровольного исполнения решения суда.
Коллекторы предложили альтернативный вариант, а именно: погасить долг через депозитный счет Службы судебных приставов. Кто бы мог подумать, что это было их
роковой ошибкой?
В июле 2008 года должница М. пришла в отделение Сбербанка и перечислила денежные средства в размере 369 000 рублей на депозит приставов. По состоянию на
конец февраля 2009 года ни банк "Д" не увидел своих денег, ни коллекторы - своего вознаграждения (так как получают они его только после поступления денежных
средств на счет банка).
При этом в июле 2008 года приставами было вынесено постановление о прекращении исполнительного производства в связи с полным погашением задолженности.
С августа 2008 года по настоящее время продолжается "взыскание" денежных средств со Службы судебных приставов. В качестве объяснения неплатежа приводится
очень весомый аргумент: в Службе города Ч. нет бухгалтера, поэтому перечисление денежных средств с депозитного счета на счет взыскателя невозможно.
В настоящий момент коллекторы ждут, что по данному поводу ответит Управление ФССП по области.

Александр Щербаков.

Источник: "Банковское обозрение",   4/6, апрель 2009 г.

 

Это интересно