|
Коллектор ПРО Новости Коллекторы вышли на рынок электронных платежей.
Коллекторы вышли на рынок электронных платежей. Print E-mail
Monday, 09 July 2012 09:28

Эксперты оценивают объем рынка в $50—70 млн, а перспективы роста — 10—15% в год.

Коллекторы начали осваивать новую нишу — рынок долгов в системе электронных платежей WebMoney. По оценкам экспертов, его объем в настоящее время достигает $65—70 млн и увеличивается на 10—15% ежегодно. Первой в сегменте обосновалась компания «Бюро информационных технологий».

Агентство «Бюро информационных технологий» (БИТ, Екатеринбург), «дочка» одноименной компании, специализирующейся на программном обеспечении, вышла на новый для коллекторов рынок долгов электронных платежей в системе расчетов WebMoney.

— Мы начали думать об этом в конце 2011 года, в настоящее время портфель долгов, который находится у нас в работе, достигает $4 млн, — рассказал «Известиям» руководитель компании Алексей Втулкин.

По словам Втулкина, рынок долгов в системе WebMoney в настоящее время достигает $65—70 млн (данные неофициальные) и увеличивается на 10—15% ежегодно. Средний размер долга — $500—4500.

— Интернет все больше входит в дома, растут предложения по займам в режиме онлайн, увеличивается число пользователей, которые завели на WebMoney кошельки и активно совершают транcакции, соответственно, выросли и долги. Рынок перспективный, — говорит Втулкин.

БИТ занимается взысканием «электронных» долгов не только в России, но и на Украине и Белоруссии.

— Украинский рынок практически аналогичен российскому, белорусский чуть меньше, — отмечает Втулкин.

БИТ не берет предоплаты за свои услуги, получает 20—30% от возращенной кредитору суммы. С банками БИТ не работает, клиенты компании — частные лица, которые «одолжили» деньги в WebMoney под определенный процент и на установленный срок.

— Это стандартная ставка для коллекторов, — говорит гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. — Меньшие ставки только в сфере ЖКХ (10—15%).

Как возникают «электронные» долги

 Пользователи международной системы расчетов WebMoney могут дать электронные деньги в долг тому или иному корреспонденту через специальный сервис Debt.WebMoney. Для этого участник платежной системы должен указать сумму займа, срок возврата, размер ставки, уровень BL (от 0 до 500, бизнес-уровень в WebMoney, который присваивается всем участникам системы в зависимости от продолжительности активного использования системы, количества корреспондентов, с которыми были общие транcакции, их объема, а также наличия претензий или положительных отзывов).

— Деньги перечисляются с кошелька кредитора заемщику, вся информация фиксируется онлайн, — говорит Втулкин. — Если возникают долги и к нам обращаются те, кто предоставлял займы, мы начинаем работать.

По мнению Жданухина, рынок долгов электронной коммерции может быть интересен прежде всего региональным игрокам. Он отмечает, что главное в такой работе — точечное информационное воздействие.

— Когда возникает долг, заемщика уведомляют письменно о том, что информация о его недобросовестности будет распространена в системе WebMoney (что грозит понижением рейтинга и даже исключением из состава участников), далее — в случае отсутствия реакции — начинаются телефонные звонки и выезды к должникам.

Жданухин отмечает, что нужно понимать психологию «электронных» должников.

— Она отличается: те, кто задействован в электронной коммерции, считают, что они освобождены от юридического воздействия, но это далеко не так, — говорит он. — Коллекторы могут подпортить репутацию подобных участников WebMoney, и впоследствии тем грозит попадание в черные списки не только этой системы электронных платежей, резюмирует он.

— В связи с несовершенством развития технологий электронной цифровой подписи в досудебном порядке будет сложно работать с «электронными» должниками, — считает глава компании «Центр ЮСБ» Александр Федоров. — Из-за проблематичности взыскания думаю, что рынок не будет интересен большим игрокам.

Безусловно, рынок долгов в системе электронных платежей WebMoney предоставляет определенный интерес для коллекторов, считает генеральный директор компании «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева.

— Тем не менее он все же слишком узок — весь рынок, оцениваемый в $65—70 млн, равен ежемесячному портфелю крупного коллекторского агентства. Потому, думаю, в этот сегмент в первую очередь пойдут сравнительно небольшие или новые игроки, которым еще предстоит айти и занять свою нишу на рынке проблемных долгов.

В мае коллекторы вышли на рынок микрофинансирования. МФО «Мол.Булак.ру», специализирующаяся на выдаче займов российским гражданам, а также резидентам Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, работающим в России, ведет переговоры о сотрудничестве с коллекторским агентством «Центр ЮСБ». Специализация у МФО необычная — выдача займов выходцам из среднеазиатских республик для компании является не экспериментом, а основной специализацией. В качестве своей миссии на официальном сайте компания называет «создание для мигрантов возможностей интеграции в российское общество через предоставление доступных финансовых услуг».

Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ

 

Источник: Banki.ru

 

Это интересно