Инкотермс. PDF Print E-mail
Теория и история торгового финансирования
Wednesday, 01 February 2012 23:11

Без единого толкования понятия «базисные условия поставки» и вытека-ющих из них обязательств договаривающихся сторон, мировая торговля испытывала сильные за¬труднения. Этим прежде всего и объясняется принятие в 1936 году Международной торговой палатой первого свода правил интерпретации коммерческих терминов, известного как «ИНКОТЕРМС - 1936». Дополнения, которые вносились в него в 1953,1967,1976,1980,1990 , 2000 и в 2010 годах, способствовали достижению большей отлаженности отношений экспортеров и импортеров в связи с перемещением, погрузкой, разгрузкой и страхованием товаров в широком диапазоне ответственности, последовательно переходящей от продавца к покупателю.

Отечественные компании увеличивают объемы внешней торговли. По данным таможенной статистики в январе-ноябре 2011 года внешнеторговый  оборот России составил 742,7 млрд.долларов. И по сравнению с январем-ноябрем 2010 года возрос на 32,6%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 631,5 млрд.долларов. (рост на 32,3%), со странами СНГ – 111,2 млрд.долларов. (рост на 34,4%). Импорт России в январе-ноябре 2011 года составил 276,9 млрд.долларов  и  по сравнению с январем-ноябрем 2010 года увеличился на 35,7%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 236,2 млрд.долларов (рост на 34,9%), из стран СНГ –  40,7 млрд.долларов (рост на 40,6%)1

Поэтому компаниям различных отраслей, а также финансовым учреждением (например, банкам) выгодно расширять участие в этом быстрорастущем сегменте экономики. Операции торгового финансирования становятся все более популярными среди клиентов банков. В результате компании импортеры дополнительно увеличивают объемы внешнеторговых контрактов и ускоряют развитие бизнеса.

Проведение же внешнеторговых операций, а также получение источников финансирования данных операций невозможно без грамотного составленного договора купли-продажи.

Особое значение базисные условия поставки имеют для определения:

- кто и за чей счет обеспечивают транспортировку товара по территории стран продавца, покупателя;

- обязанности продавца в части упаковки и маркировки товара;- обязанности по страхованию груза;

- обязанности по оформлению коммерческой документации;

- места и времени перехода с продавца на покупателя рисков случайного повреждения или гибели товара.

Ссылка на Инкотермс 2000 в договоре купли-продажи четко определяет соответствующие обязанности сторон и уменьшает риск юридических трудностей.

Цели ИНКОТЕРМС и сфера применения.

 «Основная задача ИНКОТЕРМС – определить ситуацию, при которой продавец выполняет свои обязательства так, что товар можно считать поставленным в юридическом смысле слова. ИНКОТЕРМС как свод обычных правил носит необязательный, факультативный характер для применения в договорах международной купли-продажи. Это означает, что правила имеют юридическую силу, если стороны ссылаются на них...»2

Если какое-либо государство в одностороннем порядке санкционирует применение ИНКОТЕРМС, то эти правила будут иметь силу национального права. 

Существует проблема понимания сферы применения данных правил: неправильное понимание ИНКОТЕРМС как имеющих большее отношение к договору перевозки, а не к договору купли-продажи. Вторым является иногда неправильное представление о том, что они должны охватывать все обязанности, которые стороны хотели бы включить в договор. ИНКОТЕРМС имеют дело только с отношениями между продавцами и покупателями в рамках договоров купли-продажи, более того, только в определенных аспектах3.   

В то же время экспортерам и импортерам важно учитывать фактические отношения между различными договорами, необходимыми для осуществления международной сделки продажи — где необходим не только договор купли-продажи, но и договоры перевозки, страхования и финансирования — ИНКОТЕРМС относятся только к одному из этих договоров, а именно договору купли-продажи. 

Структура ИНКОТЕРМС.  

 Условия сгруппированы в четыре категории, отличающиеся между собой по существу: начиная с термина, согласно которому продавец только предоставляет товар покупателю на собственной территории продавца («E» — термин — EX WORKS); далее идет вторая группа, в соответствии с которой продавец обязан поставить товар перевозчику, назначенному покупателем («F» — термины — FCA, FAS и FOB); далее «C» — термины, в соответствии с которыми продавец должен заключить контракт на перевозку, но не принимая на себя риск потери или повреждения товара или дополнительные затраты вследствие событий, имеющих место после отгрузки и отправки (CFR, CIF, CPT и CIP); и, наконец, «D» — термины, при которых продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара в страну назначения (DAF).

Термины: DES, DEQ, DDU и DDP были исключены из ИНКОТЕРМС 2010. 

Характеристика торговых терминов:

ИНКОТЕРМС 20104

 EXW любые виды транспорта EX Works ( ... named place) Франко завод ( ...название места) 

FCA любые виды транспорта Free Carrier (...named place) Франко перевозчик (...название места) 

FAS морской и внутренний водный транспорт Free Alongside Ship (... named port of shipment) Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки) 

FOB морской и внутренний водный транспорт Free On Board (... named port of shipment) Франко борт (... название порта отгрузки) 

CFR морской и внутренний водный транспорт Cost and Freight (... named port of destination) Стоимость и фрахт (... название порта назначения) 

CIF морской и внутренний водный транспорт Cost, Insurance and Freight (... named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения) 

CIP любые виды транспорта Carriage and Insurance Paid Тo (... named place of destination) Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...название места назначения) 

CPT любые виды транспорта Carriage Paid To (... named place of destination) Фрахт/перевозка оплачены до (...название места назначения) 

DAT любые виды транспорта Delivered At Terminal (... named terminal of destination) Поставка на терминале (... название терминала)

DAP любые виды транспорта Delivered At Piont (... named point of destination) Поставка в пункте (... название пункта)

DDP любые виды транспорта Delivered Duty Paid (... named place of destination) Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения) 

DDU любые виды транспорта Исключен из Инкотермс 2010 Delivered Duty Unpaid (... named place of destination) Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения)

DAF любые виды транспорта Исключен из Инкотермс 2010 Delivered At Frontier (... named place) Поставка до границы (... название места поставки) 

DEQ любые виды транспорта Исключен из Инкотермс 2010 Delivered Ex Quay (... named port of destination) Поставка с пристани (... название порта назначения) 

DES любые виды транспорта Исключен из Инкотермс 2010 Delivered Ex Ship (... named port of destination) Поставка с судна (... название порта назначения).


Новые термины ИНКОТЕРМС-2010 вступают в силу с 1 января 2011 года. 

Группа Е «отправление»:

 С завода (с предприятия, с рудника, со скла¬да) (...в поименованном месте).

При этом базисном условии на продавце не ле¬жит никакой обязанности по транспортировке товара. Продавец выполняет свою обязанность по поставке, когда предоставляет товар в распоряже¬ние покупателя в своем помещении (например, на заводе, предприятии, складе и т.д.), в поимено-ванном месте и в срок, обозначенный в договоре. Продавец не несет ответственности за погрузку товара на транспортное средство, обеспеченное покупателем, и за очистку товара для экспорта, если в договоре не предусмотрено иное.

Покупатель несет все расходы и риски, возни¬кающие с момента принятия товара в поименованном месте из помещения продавца в срок, обусловленный в договоре, при условии, что товар должным образом индивидуализирован, т.е. является предметом именно данного договора.

Это условие предусматривает минимальные обязательства, выполняемые продавцом. Оно не должно применяться, если покупатель не может выполнить прямо или косвенно экспортные фор¬мальности.В таких случаях возможно примене¬ние условия «свободно у перевозчика (... в поиме¬нованном месте)».

Поставка товара может осуществляться как с использованием различных видов транспорта в их комбинации, так и какого-либо одного вида на-земного транспорта.

Группа F« основной фрахт не оплачен»: 

Свободно у перевозчика (... в поименованном месте)

Продавец по этому базисному условию выполняет свою обязанность поставить товары, когда он передает товары, очищенные для экспорта, в распоряжение перевозчика, указанного покупа¬телем, в поименованном месте или пункте. Если точный пункт не указан покупателем, продавец может сам выбрать место поставки в пределах указанной территории, где перевозчик примет то¬вары в свое распоряжение. Обычно по сложившейся практике выбирается пункт, который ближе всего расположен к основным международным транспортным путям. Это может быть внутренний пункт страны отправления, морской порт, грузовой терминал перевозчика. В качестве документов, подтверждающих передачу товара перевозчику, продавец согласно данному базисному условию должен представить коносамент, накладную либо расписку перевозчика.

Покупатель должен своевременно указать пункт назначения и оплатить провозную плату.

Под перевозчиком следует иметь в виду любое лицо, которое по договору перевозки, заключенному с покупателем, осуществляет или обеспечивает выполнение перевозки железнодорожным, автомобильным, морским, авиационным, внутренним водным транспортом или сочетанием таких видов транспорта.

Перевозчик принимает на себя ответственность за транспортировку. Он сам заключает договор перевозки с владельцами транспортных средств или договор заключается от его имени. Если покупатель дает указание продавцу поставить груз лицу или транспортно-экспедиторской фирме, не являющейся перевозчиком, продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке товаров, когда они находятся в распоряжении такого лица или фирмы.

Свободно вдоль борта судна (... в поименованном порту отгрузки):

FAS

При данном базисном условии продавец обязан поставить за свой счет товар в обусловленный в договоре порт погрузки, в указанное покупате-лем место, в согласованный срок и расположить товар вдоль борта судна, зафрахтованного покупателем.

Если судно не сможет из-за своих размеров или глубокой осадки производить погрузку у причала и погрузка происходит на рейде, прода-вец обязан за свой счет и риск доставить товар на лихтерах (самоходные баржи) или другими вспомогательными средствами к борту судна и известить об этом покупателя.

Покупатель при этом условии обязан своевременно зафрахтовать судно, заблаговременно сообщить продавцу его название, время прибытия, условия погрузки и нести все расходы по доставке товара к борту судна. Риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент фактической поставки товара вдоль борта судна в обусловленном порту погрузки в согласованный срок.

Условие FAS может применяться только при морских или внутренних водных перевозках.

Свободно на борту судна (...в поименованном порту отгрузки):

FOB 

По этому базисному условию продавец обя¬зан поставить за свои счет товар на борт судна, зафрахтованного покупателем, в согласованном порту погрузки, «установленный срок и вручить покупателю чистый бортовой коносамент.

Под чистым коносаментом понимается такой коносамент, который  не имеет оговорок, указывающих на дефектное состояние тары и упаковки, а именно:

- прямых указаний на то, что товар или его упаковка находятся в неудовлетворительном состоянии («ящики подержанные», «бочки использованные» и др.);

- оговорок об освобождении перевозчика от ответственности за риски, связанные с характером товара или упаковки;

- оговорок о том, что перевозчику неизвестно содержание груза, его вес, размеры, качество или техническая спецификация.

Бортовой коносамент означает, что товар на¬ходится на борту судна.

Покупатель по условию FOB обязан зафрахтовать за свой счет судно и своевременно известить продавца о сроке и месте погрузки, названии и времени прибытия судна, условиях погрузки. Риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту погрузки.

В соответствии с этим условием продавец производит очистку товара для экспорта. Это условие может применяться только при морских или внутренних водных перевозках. Когда поручни судна не несут практического назначения, как в случае перевозки контейнерным способом, более подходящим является условие «свободно у перевозчика».

Группа С -«Основной фрахт оплачен».

Стоимость и фрахт (...в поименованном порту назначения):

CFR 

По базисному условию «стоимость и фрахт» продавец обязан зафрахтовать за свой счет судно, оплатить стоимость фрахта до согласованного порта назначения и погрузить товар на борт судна в порту отгрузки в установленный срок. Это означает, что в уплачиваемую покупате¬лем цену входят стоимость товара и фрахт. Расхо¬ды по выгрузке товара в порту разгрузки несет покупатель.

Риск случайной гибели или повреждения товара, так же как и дополнительные расходы, переходят с продавца на покупателя в момент фактического перехода товара через поручни судна в порту погрузки. 

Стоимость, страхование и фрахт (...в поименованном порту назначения):

CIF 

При поставках на условиях CIF продавец обязан зафрахтовать судно, оплатить фрахт, доста¬вить товар в порт отправления, погрузить его за свой счет на борт судна в согласованный срок и вручить покупателю чистый бортовой коноса¬мент. В обязанности продавца входит также стра-хование товара от транспортных рисков на условиях «свободно от частной аварии». Продавец должен вручить покупателю страховой полис выписанный страховой компанией на имя покупателя. Таким образом, при базисном условии CIF в цену, уплачиваемую покупателем, включаются стоимость товара, фрахт и страхование товара. Расходы по выгрузке товара, помещению товаров на пристани, несет покупатель (если она не включена во фрахт при перевозке на судах регулярных судоходных линий, как и при условии «стоимость и фрахт»).

Риск случайной гибели или повреждения груза переходит с продавца на покупателя в момент фактического перехода товара через поручни судна в порту погрузки. По условию CIF продавец должен выполнить таможенную очистку товаров на экспорт. Это условие может применяться только при морских и внутренних водных перевозках.  

Провозная плата оплачена до (...поимено¬ванного места назначения):

СРТ 

Это условие применимо к любым видам перевозок: железнодорожным, автомобильным, морским, авиационным, по внутренним водным путям или смешанным. Перевозчиком грузов могут быть железная дорога, авиакомпания, судоходная компания, а также посредник:транспортный оператор, осуществляющий смешанную или паромную перевозку, или транспортно-экспедиторская фирма. 

Продавец по этому условию обязан: заключить за свой счет договор перевозки до согласованного пункта в месте назначения и оплатить провозную плату перевозчику; передать товар на попечение первого перевозчика на его грузовом терминале (складе) и получить грузовую расписку (расписку перевозчика в принятии груза), которая соответствует условиям договора перевозки, но не является товарораспорядительным документом; предоставить покупателю транспортный документ (ко-носамент, накладную или расписку перевозчика), выданный перевозчиком. Продавец обязан произвести очистку товаров для экспорта. Покупатель обязан своевременно указать выбранный им пункт назначения, нести риски в процессе транспортировки. Риск гибели или повреждения товара переходит на покупателя с момента передачи товара первому перевозчику в срок, предусмот¬ренный договором (на грузовом терминале первого перевозчика в порту отправления). 

Провозная плата и страхование оплачены до ... (поименованного места назначения):

CIP 

Это условие применяется к любым видам пе¬ревозки. По данному условию продавец оплачи¬вает стоимость перевозки до поименованного места назначения (заключает договор перевоз¬ки), страхует товар (заключает договор стра¬хования и выплачивает страховую премию стра-ховщику) и выписывает страховой полис на имя покупателя. Продавец берет на себя очистку то¬варов для экспорта. Покупатель оговаривает при этом, что продавец должен стремиться застрахо¬вать товар на минимальную страховую сумму. Продавец передает товар на попечение первого перевозчика и вручает покупателю обычный транспортный документ (при морских перевоз¬ках бортовой коносамент). Покупатель обязан своевременно назвать пункт назначения и нести риски и расходы в процессе транспортировки то¬вара. Риск случайной гибели или повреждения товаров переходит на покупателя с момента пе¬редачи товаров на попечение первого перевозчи¬ка (на его складе в пункте отправления).

Группа D -«Прибытие»:

Поставлено с оплатой пошлины (...в поименованное место назначения):

DDP 

По этому условию продавец должен предоставить товары в распоряжение покупателя в поименованном месте назначения в стране им-порта. Продавец несет все риски, расходы по доставке товаров в обусловленное место и в срок, установленный в договоре. Он оплачивает пошлины, налоги и другие сборы, связанные с поставкой товаров в страну импорта, т.е. предоставляет покупателю товары, очищенные для импорта. Продавец передает покупателю документ, чтобы тот мог принять товар (транспортный документ или складское свидетельство). Продавец за свой счет и риск заключает договор перевозки или использует собственные транспортные средства.

Риск случайной гибели или повреждения товаров переходит на покупателя с момента надлежащей передачи товара в его распоряжение в поименованном месте назначения в стране ввоза в срок, обусловленный в договоре. 

Покупатель при таком условии оплачивает цену товара против сдачи самого товара. Это условие является наиболее благоприятным для покупате¬ля и наиболее обременительным для продавца.

Заключение.  

Как видно из реферата наиболее обременительными для продавца являются условия  DDP, а для покупателя таковыми являются FCA и FAS и наоборот соответственно. 

Как показывает практика, из всех рассмотренных базисных условий наибольшее распространение получили условия FOB и CIF. В практике международной торговли цена FOB обычно понимается как экспортная цена товара, цена CIF - как импортная.Продажа товаров на условиях FOB и CIF наиболее приемлема для продавца, так как он в обоих случаях снимает с себя риск случайной гибели или повреждения товара с момента погрузки товара на судно и получения коносамента, а иногда - с момента принятия товара к погрузке в пор¬ту отправления. Продавец получает платеж сразу после поставки товара и предъявления банку соответствующих документов, т.е. задолго до получения покупателем отправленного ему товара. Кроме того, при сделках CIF продавец получает возможность фрахтовать судно по своему усмотрению и тем самым извлекать дополнительную прибыль за счет разницы между стоимостью фрахта, заложенной в цене, и фактически уплаченной фрахтовщику. 
______________________________________________
1 http://www.customs.ru/
Ефремова Н.А. Правовое регулирвание внешнеэкономической деятельности: Учеб.пособие2-е изд.М.:РГГУ,2007.

3 Гетьман – Павлова И. В. Международное частное право: учебник. – Изд. 2 –е, перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008. – стр 297 – 302.

4 www.tamognia.ru 

______________________________________________

Список использованной литературы:

1. Гетьман – Павлова И. В. Международное частное право: учебник. – Изд. 2 –е, перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008. – стр 297 – 302. 

2. Ефремова Н.А. Правовое регулирвание внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие. 2-е изд. М.:РГГУ, 2007 г. 

3. Инкотермс: Международные правила толкования торговых терминов. Публикация Международной торговой палаты 1999 г., № 560, сентябрь 1999 г. Вступили в силу с 1 января 2000 года., Издательство: Омега – Л. 

4. www.tamognia.ru

 

Источник: ФАКТОРинг ПРО

 

Это интересно