Банковские гарантии. PDF Print E-mail
Теория и история торгового финансирования
Monday, 20 February 2012 21:53

1.Основные формы и разновидности гарантий

2.«Подтверждение» гарантии

3.Достоинства и недостатки банковских гарантий

Банковская гарантия — независимое обязательство банка по отношению к выгодополучателю заплатить определенную сумму против письменного требования выгодополучателя с заявлением о невыполнении контрпартнером выгодополучателя его обязательств по контракту.

Как и в случае аккредитива, банковская гарантия — независимое от контракта обязательство банка заплатить против предоставления документов, однако сутью гарантии является обеспечение исполнения обязательств, т. е. платеж по гарантии имеет место в случае невыполнения контрактных обязательств.

Поскольку гарантия — инструмент, абсолютно независимый от контракта, то банк, получивший требование по гарантии, обязан выполнить платеж вне зависимости от реального положения дел с исполнением заявителем своих обязательств. Другими словами, всегда присутствует риск предоставления недобросовестного требования даже в случае выполнения заявителем своих обязательств.

1. Основные формы и разновидности гарантий

Банковские гарантии являются очень разносторонними и гибкими документарными инструментами, позволяющими снизить не только платежный риск, но также многие другие риски, как, например, риск неисполнения контракта, нарушения гарантийных и тендерных обязательств.

Основными видами гарантий являются:

гарантия платежных обязательств — гарантия обеспечения обязательств покупателя уплатить оговоренную сумму по контракту;
гарантия возврата аванса — гарантия обеспечения обязательств продавца выполнить возврат авансового платежа, перечисленного ему покупателем по условиям контракта;

гарантия исполнения контракта — гарантия, открываемая для обеспечения надлежащего исполнения контракта (поставка товара оговоренного качества и комплектности в установленные сроки и т. д.). Выставляется, как правило, на 5—20% от суммы контракта;
тендерная гарантия — гарантия обеспечения исполнения участником тендера своих тендерных обязательств. Как правило, тендерные обязательства заключаются в подписании контракта установленного образца и предоставлении гарантии исполнения контракта (выставляется, как правило, на 1—5% от суммы контракта);
гарантия возврата кредита — гарантия банка в пользу кредитора обеспечения обязательств возврата заемщиком кредита, предоставленного ему кредитором;
гарантия уплаты таможенной пошлины — гарантия обеспечения обязательств импортера уплатить таможенные сборы при ввозе в течение определенного срока;
гарантия обратного вывоза — гарантия обеспечения обязательств стороны, осуществляющей беспошлинный ввоз оборудования на территорию страны с обязательством его вывоза через определенное время (например, для демонстрации на выставке и т. п.);
судебная гарантия — гарантия обеспечения уплаты ответчиком определенной суммы по решению суда.
гарантия соблюдения гарантийного срока эксплуатации (одна из разновидностей гарантии исполнения контракта) — гарантия, покрывающая обязательства заявителя по ремонту, либо замене оборудования, вышедшего из строя во время гарантийного срока эксплуатации;
гарантия инвестиционных обязательств — гарантия в обеспечение обязательств инвестора по выполнению своих инвестиционных обязательств. Как правило, требуется, как одно из условий участия в конкурсе по покупке акций;
гарантия на членство в организации — разновидность гарантии платежных обязательств, по которой определенная сумма может быть востребована с банка в случае нарушения заявителем — претендентом на членство в организации требований устава этой организации или других правил.

2. «Подтверждение» гарантии

Гарантии, по аналогии с аккредитивами, могут быть «подтвержденными» и не «неподтвержденными». В банковской практике не существует понятия «подтвержденная гарантия» — гарантия либо выпускается банком заявителя и авизуется (возможно, через другой банк) бенефициару, либо открывается банком, приемлемым для бенефициара на основании инструкций (контргарантии) банка заявителя. В первом случае говорят о прямой гарантии, а во втором — о непрямой.

Когда следует использовать прямую гарантию

Выгодополучателю:

– нет уверенности в надежности и кредитоспособности контрпартнера;
– есть стабильные политические, экономические и правовые условия в стране открывающего банка;
– существует уверенность в кредитоспособности открывающего банка.

Заявителю:

– добропорядочность контрпатнера не вызывает сомнений (банк платит за счет средств заявителя по первому требованию, даже если требование является неоправданным).

Непрямую гарантию следует использовать:

Выгодополучателю, если:

– нет уверенности в надежности и кредитоспособности контрпартнера;
– не стабильны политические, экономические и правовые условия в стране открывающего банка;
– нет уверенности в кредитоспособности и устойчивости открывающего банка;
– есть необходимость избавиться от кредитного риска контрпартнера, кредитного риска открывающего банка, почтового риска, риска перевода денежных средств, юридического риска.

Заявителю, если:

– добропорядочность контрпатнера не вызывает сомнений (банк платит за счет средств заявителя по первому требованию, даже если требование является неоправданным).

Таким образом, использование непрямой гарантии — инициатива, как правило, бенефициара, желающего, таким образом, снять риск открывающего банка и страны открывающего банка, а также сопутствующие операции юридические, почтовые и другие риски.

3. Достоинства и недостатки банковских гарантий

Банковская гарантия — надежный и удобный документарный инструмент, получивший широчайшее признание и распространение во всем мире, позволяющий существенно снизить многие виды рисков, либо полностью их устранить.

Достоинства:

– высокая степень защиты — гарантия первого требования является безусловным обязательством банка и оплачивается по получению требования вне зависимости от воли желания или нежелания заявителя. Важным моментом в данном случае является репутация банка, выдающего гарантию, и отсутствие каких-либо дополнительных оговорок в гарантии;
– простота использования — для бенефициара для получения средств по гарантии, как правило, не требуется предоставление каких-либо документов третьих сторон. Если какие-либо документы и должны сопровождать требование, то это — документы, разрабатываемые самим бенефициаром (например, копия транспортных документов, инвойса и т. д.);
– меньшая стоимость. Тарифы ПУМБ для гарантий в целом ниже тарифов по аккредитивам;
– наличие международных правил для гарантий (Uniform Rules for Demand Guarantees, ICC Publication № 458), регулирующих отношения сторон по гарантийной сделке, позволяет избежать возникновения споров или разногласий.

Таким образом, банковская гарантия — обязательство банка, как независимого арбитра, выполняющего платеж при соблюдении всех условий гарантии, вне зависимости от возможных разбирательств между сторонами по контракту. Принцип автономности и независимости гарантии от контракта, как и в случае с аккредитивом, является основополагающим.

Недостатки:

– более высокая стоимость по сравнению с другими, необеспеченными формами расчетов, по причине наличия банковских комиссий за открытие и сопровождение, обработку требования и т. д. Однако практика показывает, что сумма всех комиссий за обслуживание средней гарантии не превышает 0,1—1% от суммы гарантии;
– полная независимость от контракта, которая является наибольшим преимуществом для бенефициара, может оказаться для заявителя недостатком в случае предоставления бенефициаром необоснованного требования по гарантии даже в случае выполнения заявителем всех своих обязательств. Таким образом, заявителю необходимо быть полностью уверенным в добросовестности своего партнера;
– отсутствие стандартов для проверки документов по гарантии. Если требование по гарантии, согласно ее условиям, должно сопровождаться документами, то банки проверяют указанные документы на соответствие условиям гарантии, т. е. описание указанных документов в гарантии является исчерпывающим. Данная особенность гарантий является недостатком для заявителя и, соответственно, преимуществом для бенефициара. Для устранения данного недостатка заявителю рекомендуется использовать резервный аккредитив.

К относительным недостаткам можно также отнести возможные задержки при открытии гарантии или изменении ее условий, особенно в случае наличия нескольких банков между заявителем и бенефициаром. Наличие прямых корреспондентских отношений между банками полностью устраняет данную проблему. Определенные задержки может вызвать оформление документов по обеспечению гарантии в случае отсутствия денежного покрытия (договор ссуды, договор залога). Стоит отметить, что при наличии полного денежного обеспечения в ПУМБ гарантия открывается, как правило, в течение 1 банковского дня.

Необходимо отметить, что гарантия — инструмент, недостатки которого для одной стороны являются преимуществами для другой. Для каждой конкретной сделки или операции может быть выбрана оптимальная схема, учитывающая интересы предприятия в максимальной степени. 

 

Источник: ФАКТОРинг ПРО 

 

Это интересно